Каждый из родителей хочет, чтобы ребёнок вырос хорошим человеком. Стать таковым без опоры на достойный пример крайне сложно. Нужны ли кумиры в деле воспитания или достаточно родительского примера? На эту тему мы решили поговорить с детским психологом Еленой CTOPОЖЕBOЙ.
-Елена, во времена моего детства было принято ставить кого-то в пример, а сейчас, напротив, многие родители стремятся, чтобы ребёнок рос особенным, ни на кого не ориентировался, развивался индивидуально. Что вы можете сказать по этому поводу?
-Формирующемуся человеку необходимо ориентироваться на кого-то, так ребёнок во многом копирует своих родителей. Но надо понимать, наши дети — это не мы сами! У них есть свои стремления, таланты. Поэтому появляются кумиры, герои. Это своеобразная планка, которая со временем либо будет достигнута, либо повысится, либо принесёт разочарование. Но совершенно очевидно, что подражать можно и чему-то весьма достойному, особенно в детстве и юности. Это помогает познать себя и свои возможности, найти свою индивидуальность. Правда, важно не впадать в крайности, слепое копирование — путь ошибочный.
-Нужно ли нам, родителям, вмешиваться в этот процесс и контролировать предпочтения ребёнка?
-Если бы наша беседа состоялась 40-50 лет назад, я бы с уверенностью сказала, что контроль не нужен, поскольку плеяда советских героев была другая: строители, военные, космонавты, спортсмены, покорители Целины — люди труда, твёрдой воли, созидатели. Их отличало стремление к большему, высшему, превосходящему обычные возможности человека, поэтому такие ориентиры, если и не вдохновляли (хотя это было редко), но и навредить не могли.
-Но, согласитесь, ориентировать ребёнка на кумиров из прошлого — значит отдалять его от реальной жизни. А ведь важно всё-таки, чтобы ребёнок был в в струе времени»…
-Есть герои, которых следует знать вне зависимости от времени и веяний культуры: Александр Суворов, Георгий Жуков, Юрий Гагарин, Анна Павлова. Не думайте, что благодаря таким ориентирам у вас вырастет «мимоза в ботаническом саду». Как сказал один мудрец: «Учите своих чад хорошему, плохое и так пристанет». Ориентация на большее, высшее — это всегда «прививка» от примитивизма и пошлости. Особенно сегодня, когда объектом подражания для подростка легко может стать какой-нибудь примитив. А у детей есть особенность проецировать творчество артиста на его личность: «Если он поёт хорошо, значит, он всё делает хорошо!» Приведу пример: 15-летняя дочь моей знакомой заявила, что если в будущем станет мамой, то не будет кормить грудью ребёнка, поскольку сильные независимые женщины быстро восстанавливают фигуру и выходят на работу. Когда обескураженная мама спросила, откуда такие мысли, дочь ответила, что её любимая певица оставила грудного ребёнка няне и уже выступает в популярном ледовом шоу. Все восхищаются её фигурой, желанием проявить себя — такое поведение возводится в культ. Говоря на языке подростков: «Это круто»! Опасность заключается в том, что со свойственным своему возрасту максимализмом ребёнок постарается не только скопировать, но и во многом превзойти своего идола. К сожалению, примитивный стиль поведения всегда легче воспроизводится и быстрее усваивается.
-Да, одно дело — безобидное увлечение и подражание, другое — одержимость, когда кумир становится осью мира. Почему такое происходит?
— Как правило, фанатизмом страдают подростки, которые в глубине души одиноки, у них нет интереса к реальной жизни. Это недолюбленные и недооценённые родителями дети. Может оказаться так, что собственный талант чада в своё время не нашёл внимания с вашей стороны, поэтому он и стал активно реализовываться в другой плоскости. Вовлечённость в популярный образ — попытка на что-то опереться, культивировать в себе особые черты, заполнить душевную пустоту. Другими словами, это бегство от реальности, которое даёт иллюзию избавления от всех проблем: тут и любовь к сверхчеловеку, и проецирование его чувств на себя (все песни про меня), и яркая жизнь с интересными событиями (хотя события происходят с кумиром, фанат ощущает себя их участником). И занятость: встречи в фан-клубах, надписи на стенах, вычисление номера телефона и прочие действия. Кстати, дети проще отрекаются от всего обыденного и уходят в вымышленный мир — им присуща богатая фантазия и нет взрослых обязательств.
-Что делать в такой ситуации?
-Прежде всего помнить: карательные меры не помогут. Не стоит доказывать, что героиня вашей дочери — глупая, разрисованная кукла. А этот крутой парень всего лишь накачанный бездельник. Так вы только больше отдалитесь от ребёнка. Проведите исследовательскую работу. Что стоит за тем или иным артистом? Что отличает его от простых людей? Красота, дух протеста, одиночество, независимость. Следите за его жизнью, обсуждайте её с ребёнком. Дело в том, что люди, ставшие известными, должны нести ответственность за свои публичные действия и стиль поведения. К сожалению, сегодня такое наблюдается крайне редко. Ваша задача -объяснить истинные мотивы поведения кумира, последствия его.
-Как родителям стать достойным примером для подражания?
-Совершенно очевидно, что большое значение в формировании личности молодого человека имеет семья, а точнее стиль взаимоотношений в семье, из которой он происходит. Если вы духовно и душевно здоровый человек, то однозначно будете являться примером для подражания. К этому надо стремиться. Ведь от того, что вы смотрите, слушаете, читаете, говорите, во многом зависят предпочтения ребёнка. Следите, чтобы слова не расходились с делом. К примеру, скажете: «Этот фильм смотреть нельзя, он пошлый», а сами будете смотреть, выставив ребёнка за дверь. Он поймёт, что слова — пустой звук, что можно обманывать, делать по-своему, ведь так поступают взрослые. Разговаривайте о жизни, делитесь собственным опытом. Неплохо в такой ситуации заручиться поддержкой человека, который мог бы послужить для ребёнка авторитетом: учитель, преподаватель в музыкальной школе, руководитель спортивного кружка. Для подростков признание взрослых даже важнее, чем успех у сверстников (родители не в счёт, поскольку повзрослевшим детям кажется, что мама и папа обращаются с ними как с малышами). Взрослый со стороны действительно может заинтересовать ребёнка каким-то делом, помочь найти себя, осознать свою индивидуальность. Когда это происходит, жажда к слепому подражанию сходит на нет.