Ребёнок стал вспыльчивым, чуть что — срывается на крик и рыдания? Не даёт себя обнять, отталкивает? Может проснуться поутру в мокрой постельке? Психологи говорят: потерял свою идентификацию, не чувствует границ собственного тела. Нужно помочь «потеряшке» вновь обрести себя!
Причиной может стать любой стресс: малыш лопал на больничную койку или чересчур эмоционально переживает адаптацию к детскому садику, родители находятся в состоянии развода или кроха сильно чего-то испугался. Столкновение с опытом, который ребёнок не в силах выдержать, приводит к тому, что он теряет контакт с какой-то из своих «частей» — эмоциональной или физической, не контролирует реакцию эмоций или тела. То, что раньше воспринималось спокойно, теперь вызывает бурный отклик, с точки зрения взрослого, неадекватный. Вместо того чтобы возмущаться, ругать или наказывать, попробуйте применить простые, но эффективные методики по восстановлению внутреннего «я» ребёнка.
«МАГИЯ ЛАДОШКИ». Ладонь малыша, его пальчики — это олицетворение всей его сущности. Первые в мире игры — пальчиковые. Первый рисунок крохи — след перепачканной ладошки на платье мамы. Пусть ребёнок обрисует контур своих ладошек и пальчиков на бумаге и заполнит его любыми цветами, орнаментами, рисунками. Можно вырезать «ручки» из картона, а потом разрисовать. Или делать отпечатки в солёном тесте, глине, песке, крупе — всё пойдёт на пользу для наполнения внутренней территории маленького человечка.
«СТРАНА ВНУТРИ МЕНЯ». А теперь обрисовываем и разрисовываем всего ребёнка! Пусть малыш ляжет на большой лист ватмана или кусок старых обоев, вы обведёте его силуэт, а затем он нарисует внутри себя всё что вздумает, хоть целую волшебную страну!
«ПРЯНИЧНЫЙ ЧЕЛОВЕЧЕК». Лепим из теста человечка и запекаем его в духовке. Можно из солёного теста, чтобы, после того как остынет, разрисовать, а можно из сдобного, чтобы съесть в своё удовольствие. Важны тактильные ощущения малыша при взаимодействии с податливым тестом. Лепка из глины и пластилина тоже подойдёт для возвращения ощущения контроля над реальностью, а процедура с тестом, которое малыш замешивает вместе с мамой, успокаивает его.
«КРУПЕНИЧКИ НА СЧАСТЬЕ». Простеньких куколок из лоскутков ткани, остатков кружев, ниток и верёвочек различной фактуры мастерили в каждой избе на Руси ещё при свете лучины. Называли их «крупенички». Считалось, что они приносят в дом семейную гармонию, мир да лад. И это так. Создание рукотворных кукол -мощное средство психотерапии. И огромная радость для ребёнка.
«РУКИ НЕ ДЛЯ СКУКИ». Чтобы снять внутреннее напряжение малыша, вернуть чувство безопасности, попробуйте дать ему в ручки чётки с крупными деревянными бусинами, массажные шарики и кольца, эспандер. Или приобретите антистрессовую игрушку со специальным наполнителем, теребя её, ребёнок снимает мышечные зажимы, успокаивается. Такую, например, «собаку-улыбаку-антидепрессаку» вполне можно смастерить и самим из старой, но крепкой наволочки и крупы.