С первого же класса необходимо сформировать у ребёнка правильный подход к работе над домашними заданиями. Как это сделать, чтобы не отпугнуть и не укрепить негативный опыт?
Чтобы сразу не отбить тягу к домашнему заданию, начинать ежедневно следует с простых предметов, с тех, в которых ребёнок наиболее успешен. Это придаст ему сил и уверенности в себе, создаст стимул работать дальше, сформирует положительные эмоции на выполнение домашней работы.
Положительный стереотип
Домашняя работа должна быть чем-то обязательным, но не таким уж страшным и нудным. Родители ходят на работу, потому что это их обязанность, это очень важная миссия; теперь и у ребёнка появилась серьёзная работа. Он должен в полной мере осознавать, что на нём лежит такая обязанность, он теперь ответственный по домашнему заданию.
Не стойте над ребёнком допоздна и не ругайтесь, если он не сразу что-то усваивает. Убеждайте его: да, это нужно сделать через «не хочу», а потом можно расслабиться и заняться любимыми делами.
Пряники
Поощрения обязательны. С первого класса школы и до последнего курса института вы, родители, должны взять за правило хвалить свое чадо за старания, а не за результат. Он долго корпел над учебником, но всё равно получил неважную оценку? Выговором и фразами типа: «Неужели ты даже это не смог сделать» вы отобьёте дальнейшее желание стараться и снизите самооценку. «Что бы я ни делал, всё равно отругают, всё равно «отлично» не получу», — вот как подумает школьник. Не ломайте его личность, он не должен думать, что вы меньше будете любить его за плохие оценки. Старался? Этого достаточно, вы им гордитесь. Вот он, стимул.
Свободный график
Чем младше ребёнок, тем он менее усидчив, и это вполне нормально. Если спустя двадцать минут он действительно устал, захотел перекусить или просто побегать — не надо его удерживать силой за столом, это также создаёт отрицательное отношение к домашнему заданию. Не говоря уже о том, что сидеть в одном положении, склонившись над книгой, без разминок просто-напросто вредно для здоровья. Для учеников младшей школы перерывы необходимы каждые 20-30 минут, для старших детей — через 45 минут.
Пример в помощь
Чтобы подтолкнуть ребёнка к старанию, приведите ему в пример успешных людей, добившихся большого успеха благодаря своей старательности и усидчивости. Ребёнок не должен думать, что для успеха необязательно быть умным, хотя по телевидению именно это сейчас и пропагандируется. Только, приводя пример, не сравнивайте своего ребёнка с другими людьми. Не следует говорить: «Посмотри на него, вот он не то что ты, он делает лучше» или «Ну, до неё ты не допрыгнешь». Снова: не снижайте самооценку, наоборот, у вашего ребёнка безграничные возможности, он талантлив и умён! А вы всегда рядом и готовы помочь ему.