Труд сделал из обезьяны человека — так нас учили с детства. “Мама, а кто заставил обезьян трудиться?” — спрашивает дочка. Увы, тут даже дарвинисты руками разводят, что уж говорить о родителях…
Сегодня тезисы и методы советских времен кажутся нам чрезмерно суровыми и диктаторскими. Ах, какой там бунт на корабле — ведь было вполне очевидно, что в шкафу с немногочисленными игрушками должен быть порядок. Детка подросла? Может уже и посуду помыть, а в субботу, когда папа воюет с пылесосом, а мама готовит, — вытереть полы. Кризис подросткового возраста, самоопределение личности, поиски своего “я” и места в этом мире? Что ж, для барышни уже зарезервировано местечко на кухне, а парень на выходных способен убрать семейную жилплощадь, пока родители уехали на дачу.
Конечно, порой и я ленилась. А кто не увиливал от работы тяжелой и трудной? Но с критикой мирилась, и в целом труд воспринимался как рядовое необходимое “недобро”. Делали — сделали, просто времена трудового глагола. Нынче же дети с самого начала метко вычленяют острый для них момент: то, на что им нужно тратить усилия. Все! Труд, значит, “трудно” — именно это дети усваивают в первую очередь. Как сдвинуться с мертвой точки родителям? Читаю рекомендации психологов: “Пока ребенок мал, ему все — игра”. Мол, вы же видите, с каким удовольствием карапузы помогают маме. Ваша цель — перенести игровой момент и на дальнейшее. Чудесно! Вот только мне кажется, что уважаемые авторы переписывают часть трактатов в неизменном виде начиная с 70-х годов прошлого века. Могу сказать, что ни дочка, ни дети наших друзей всерьез в уборку-готов-ку-стирку не играли. “Дайте юному гражданину почувствовать свою важность в настоящем деле”, — советуют доки воспитания. Что ж, замесили тесто для оладушек — супер! А тарелочку давай сполоснем? “Фу, это тебе”, — сует маме миску будущая хозяюшка. Два показательных взмаха веничком или тряпочкой — ах, как весело! На третий взмах до ребенка уже доходит наличие усилия в процессе — веник наголо, господа, теперь это лошадка. Она ускакала и не обещала вернуться. Мама-лошадь может сколько угодно убеждать дитя принять участие в охоте на грязь и пыль, но “Я просто э-ле-мен-тар-но-не-хо-чу!” — чеканит в ответ шестилетка.
Знакомые отчаялись и начали давать ребенку деньги за труд. Парень потом купил мобильный телефон и был очень рад — небось, на мопед уже копит. А мне дочка в ответ на инструкцию о том, что ей как будущему владельцу мелкого гаджета нужно быть внимательной и аккуратной и, например, сначала “потренироваться” на расческе (убирать предмет на место и знать, где он находится), сказала, что не больно-то ей и нужна эта мобилка! Нынешний ребенок зачастую предпочитает не получить награды вообще, чем трудиться для достижения результата.
“А потом они начинают виртуозно вести дискуссии на измор — пока не взорвешься и не докатишься до диктаторства и повышенного тона. Несложное действие вызывает такой яростный и длительный отпор, как будто я — зверь и заставляю три гектара огорода копать… На десятой минуте уже начинаю приказывать — и это не просто плохо, но еще и не действует! Дочка с мученическим видом выполняет работу абы как А попробуй в самой тактичной форме сделать ей замечание и попроси не халтурить — что вы! В следующий раз вообще ничего не сделает, потому что я растоптал порыв юной души, как твердят психологи… Но ведь порыва-то и не было, а наши просьбы — элементарные вещи, которые по силам ребенку и попросту являются необходимыми в повседневной жизни, будь-то элементарное самообслуживание, помощь с уборкой или толковое приготовление уроков. Зубы почистить — это тоже расценивается как труд тяжеленный!” — сказал мне папа одной девочки, и я могу подписаться под каждым его словом. Хвалить за сам факт попытки что-то сделать — и закрывать глаза на то, что результат вполне реален для ребенка определенного возраста, склада, темперамента и физической подготовки? Эдак они вообще поймут, что итог деятельности значения не имеет.
Подруги меня успокаивают: все дети сейчас такие, ибо время другое. У нынешней ребятни больше возможностей получать удовольствия несложными путями: играть в компьютерные игры, смотреть телек с мультиками, космосом и животными в любое время суток — такого, конечно же, раньше не было.
Комментарий психолога
Во все времена родители говорят о трудовом воспитании, словно о замкнутом круге: нас заставляли — мы заставляем, мол, так устроена жизнь, что без труда не выловишь рыбки из пруда. Все верно, кроме одного словечка — “заставить”. Еще часто используемый вариант — “приучать”. На форуме одна родительница написала: “приучать можно кошку к лотку, а ребенка к труду можно только приобщать”. И с этим я согласна. Дать поручение и проконтролировать выполнение — к сожалению, этим роль родителей не исчерпывается. И надеяться, что ребенок подрастет и по своей инициативе будет целенаправленно прикладывать усилия, еще и получая удовольствие не только от результатов, но и от процесса труда, по меньшей мере, наивно. Вообще, главная задача родителей — расширить смысл и содержание понятия “труд” в целом: это не то, что неинтересно, а то, что требует дополнительных усилий и предполагает некий уровень ответственности. Заметьте, изначально ведь дети не желают сделать что-то плохо и не добиться успеха. Но чрезмерная трудность процесса, его бесцельность, долговременность без очевидных результатов вызывают отрицание и нежелание заниматься данным видом деятельности. А если еще и прокомментировать: “неужели трудно просто вытереть пятно на парте, не размазывая его по всей поверхности?!” Что ж, ругань привычна, и ее выдержать гораздо легче, чем очередную попытку столь неудачной деятельности. В этом случае ребенок уже нуждается в дополнительной мотивации, и деньги, которые платят за уборку, — пример именно такого рода.
Подобная схема проявляется и в школьных делах: на каком-то этапе получилась некая “точка неуспеха”, когда ребенка не поддержали, и он, потеряв интерес к результату, предпочитает получить очередную низкую оценку и пережить родительский нагоняй.
Трудовой кодекс для родителей
Вместе с психологом мы разработали новый трудовой кодекс для современных родителей. Впрочем, никаких новоявленных “вредных советов” — только вечные истины, из которых и сегодня каждый почерпнет что-то для себя и своего ребенка. И помните, что трудиться вы будете вместе, не как рабы на плантации, а как созидатели и творческие личности.
- Труд — благородное дело, которое нужно делать играючи.
- Мотивация — движущая сила любого трудового процесса (например, «нам нравится жить в чистоте»), творчество — основа интереса, а без интереса любой процесс превращается в нудный и постылый.
- Нельзя наказывать детей трудом: плохие оценки или поведение — марш мыть посуду и полы! Эдак вся жизнь — сплошное наказание.
- Знайте меру нравоучительным сентенциям и не ходите за ребенком целыми днями, комментируя все следы хаоса, которые он оставляет.
- По возможности облегчайте процесс там, где можно, и «подавайте» его более привлекательно. Так, одна мама, желая привлечь детей к уборке, купила яркие и удобные приспособления и средства. Вместо веника-растрепки — цветные щетки с вращением и раскладыванием, вместо деревянной швабры и тряпки из старого полотенца — современную чудо-мочалку на зажиме…
- Дополнительные атрибуты не помешают: уборка — под музыку, для учебы — удобное кресло, для ведения словаря по английскому — вместе выбрать самую красивую тетрадь, а сумку для нот — наиболее гламурную (или брутальную) из возможных.
- Объем работ всегда должен быть посильным — вы знаете возможности своего ребенка.
- У подвигов на трудовом фронте должен быть смысл и вполне конкретный результат, которым можно гордиться и которому надо радоваться.
- Трудовые пчелы любят мед: поощрение и декларирование положительного эффекта от любой деятельности обязательны.
- Хорошая компания всегда облегчает трудовые «муки». Вспомните, как весело было убирать картошку в колхозе, хотя дело требовало вполне серьезных физических усилий. Да и современные дети, к примеру, на дачном участке увлеченно выдергивают сорняки, собирают крыжовник.
- Не стоит ограничивать ребенка однотипной деятельностью, например, убрать лишь свою комнату, вымыть тарелку только за собой. Все же у вас не общежитие или столовка, а общий дом родной. Определить то, что по силам, но ответственность должна быть полной.
- Обязательно настраивайте ребенка на то, что трудности преодолимы, но результат не всегда быстро достижим.
- Не надо демонстрировать собственные охи-ахи и нежелание что-то сделать. Возможно, у вас есть более чем веские поводы для этого, но глубинная подоплека от ребенка ускользает, а то, что занятия трудны, — отлично усваивается.
…Ах, как я ненавижу мыть посуду — я бы лучше десять текстов написала! Но в доме появилась посудомоечная машина — на случай аврала с текстами. А девятилетняя дочка, заявившая, что грязные тарелки мыть противно, получила в распоряжение пластиковую щеточку на длинной ручке, небольшой дуршлаг для сбора остатков пищи и собственные мочалочку, тряпочку и “пружинку”, сложенные на розовой подставке в форме котенка. И белых ручек уже не пачкает, и маме помогает. Ну а с математикой будем что-то решать, следуя замечательному тезису психолога, кстати, оцененному и дочкой: “Когда мы трудимся — мы не “пашем”, а создаем мир, в котором нам жить хорошо”. Возможно, то же самое в свое время поняли и обезьяны — неважно, сами или с помощью инопланетян.